Нефтяники ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ примут участие в масштабных учениях «Безопасная Арктика – 2025», которые пройдут в Усинске в начале следующего года.
Организацию мероприятия обсудили в администрации Усинска на совместном совещании с участием главы муниципального округа Николая Такаева, начальника Главного Управления МЧС по Коми – генерал-майора внутренней службы Алексея Пархомовича и представителей организаций нефтяного комплекса.
В тренировке по ликвидации последствий разноплановых происшествий в условиях Крайнего Севера примут участие федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации, хозяйствующие субъекты, представители международных организаций. В рамках мероприятий запланирована научно-исследовательская экспедиция МЧС России в Арктике и Неделя безопасности в учебных заведениях всех арктических регионов.
Как рассказал «СВ» начальник отдела предупреждения и ликвидации ЧС ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ по региону Коми и НАО Филипп Ануфриев, на совещании была проведена рекогносцировка будущих мест проведения учения «Безопасная Арктика–2025», обсудили состав участников, оборудование, технику, которые планируется задействовать в учениях, и другие организационные вопросы.
– Филипп, какова цель таких масштабных мероприятий?
– Учения «Безопасная Арктика» проводятся раз в два года одновременно на территории нескольких арктических регионов. Основная их цель – совершенствование межведомственного взаимодействия при реагировании на различные чрезвычайные ситуации (ЧС) в суровых условиях Севера.
– Есть ли информация, какие конкретно чрезвычайные ситуации планируется отрабатывать под Усинском?
– Мы будем работать по ликвидации условного открытого фонтана нефтегазовой скважины (с возгоранием) с последующей локализацией и ликвидацией разлива нефти. А всего в рамках этого масштабного мероприятия подготовлено полтора десятка вводных по ЧС на земле и под землей, на воде и в воздухе. Каждый регион отрабатывает по основным рискам. В Мурманске будут учения на ледоколах, в Ненецком автономном округе – на Варандейском терминале. По замыслу там планируется тушение «возгорания» РВС-50000. Силы и средства ЛУКОЙЛа также будут там задействованы, пусть и косвенно. У нас на Варандее сейчас существует договорное подразделение, созданное в конце прошлого года Компанией совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ для защиты инфраструктуры нефтегазовых предприятий на Варандее.
– Почему именно там?
– Варандей – это одна из опорных точек в развитии Арктики, одна из самых северных баз по ликвидации ЧС. Пока она представлена в виде договорного отряда по тушению пожаров, в дальнейшем, мы понимаем, эту точку нужно развивать. В перспективе это будет расширенный комплекс аварийно-спасательной службы для реагирования на чрезвычайные ситуации.
В настоящее время ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ содержит там часть отряда в количестве 20 человек и ЛУКОЙЛ-ТРАНС – порядка 80 человек, которые работают вахтовым методом. В связи с тем, что мы создали там подразделение, мы заботимся о его материальном оснащении. В этом году и в начале следующего года туда поступит современная аварийно-спасательная техника. Планируем проверить ее готовность.
– Какая польза для нас от участия в подобных мероприятиях?
– Определенно, это практический опыт. У себя в Компании мы тренировки проводим ежегодно по всем подразделениям. Здесь же важен вопрос взаимодействия. В теории все понимают, как это должно работать. Есть различные инструкции министерств и ведомств и у нас в Компании по реагированию на различные ситуации, но нужно понимать: что хорошо для средней полосы, на Крайнем Севере может вылиться в серьезные проблемы. Поэтому и учения мы проводим, можно сказать, в экстремальных условиях. Важно предупредить подобные ситуации, а значит, нужно отработать взаимодействие, понять, где могут возникнуть острые углы, недочеты.
Проект «Безопасная Арктика» – это уровень учений на порядок выше, чем наши ежегодные тренировки, где мы оцениваем свои силы, средства и возможности, свой уровень реагирования. В «Безопасной Арктике» принимает участие МЧС России дополнительными силами и средствами, по выработке возможности усиления при ликвидации нештатных ситуаций, в том числе по привлечению при необходимости авиации для доставки условно дополнительных сил и средств. Это тоже отдельный комплекс задач: чтобы и аэропорт смог принять борта, чтобы взаимодействие было организовано на должном уровне между всеми участниками этого процесса и так далее.
– Какова роль в «Безопасной Арктике–2025» научных организаций?
– К этому процессу привлекается Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС, перед которым стоят свои задачи. Например, как озвучивалось на совещании, это вопрос обеспечения водоснабжения в условиях Арктики при пониженных температурах, то есть как задействованную в ликвидации ЧС технику снабжать водой, чтобы это было циклично, чтобы вода не замерзала, чтобы техника не ломалась и так далее. По результатам учений, возможно, ученые предложат какие-то новые решения.
На самом деле задач много, мы еще рисуем план, на основании которого будет ясно, какие вопросы мы отработаем, какие результаты хотим получить.
Светлана БЫКОВСКАЯ
(Фото из архива «СВ»)