Мы привыкли говорить о том, что Великая Отечественная война коснулась почти каждого россиянина. Но что мы знаем о солдатах, особенно о тех, кто не вернулся домой с полей сражений? Для многих современников до сих пор остается загадкой, где лежат погибшие в том горниле родственники. Но не каждый готов с этим мириться.
Родная кровь
Июнь 2023-го для машиниста сервисного центра «Усинскэнергонефть» Усинского регионального управления ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» Романа Кунгурова стал особенным: он впервые побывал на братской могиле в Беларуси, где покоится его дед-фронтовик Григорий Андриянович Галкин. Историей подвига своего родственника он поделился с «СВ».
– Это старший брат моей бабушки, – отмечает Роман. – К сожалению, до прошлого года мы не знали о том, где он похоронен. Но знали, что за свою короткую жизнь дед прошел славный боевой путь.
На долю Григория Андрияновича выпало горестное и трагическое время. Родился в деревне Каркавино на Алтае более века назад – в 1919 году. Тогда шла гражданская война.
– Когда он еще был младенцем, в их поселение вошли бандиты-роговцы, которые устраивали погромы, грабили и убивали всех, кого хотели. Его матери, моей прабабушке Аксинье пришлось прятаться с грудничком на дереве двое суток, – продолжает собеседник. – Спустя время семью раскулачили, хоть они считались середняками, и выслали из деревни. Пришлось ехать к родственникам в Ташкент, откуда в 1939 году дед Гриша ушел служить в Красную армию.
Идеальная диверсия
Когда началась Великая Отечественная, Григорию Галкину было чуть за двадцать. По сути, лучшая пора жизни. Но узнать счастливые мгновения молодости парню так и не удалось. Войну встретил на границе с Германией, в городе Белостоке. В то время он уже был старшим оружейным мастером в танковых войсках.
– Воинская часть деда Гриши не смогла выйти из немецкого окружения, так он оказался в партизанском отряде № 128, действовавшем в Могилевской области Белоруссии, – рассказывает Роман Кунгуров. – Как значится в наградном листе, он был одним из лучших и самых смелых диверсантов в отряде. Принял участие в 15 боях. Сколотил свою команду, которую посылали на самые сложные задания. За подорванный военный эшелон с немецкой техникой, которая шла на фронт, в сентябре 1942 года получил медаль «За отвагу». После под откос они пустили еще шесть таких составов. К сожалению, на 8-м его группе не удалось осуществить свою миссию. 20 сентября 43-го дед погиб при подрыве железнодорожного моста через реку Ресту. Он и еще двое партизан были замечены в засаде гитлеровским патрулем и попали под пули вражеского пулеметчика. Но одному из них удалось выжить и добраться до ближайшего поселения. Подлатав свои раны, он вернулся за телами боевых товарищей и похоронил их возле деревни Горбовичи.
В 1985 году сестре Григория Галкина Александре вручили медаль «Партизану Великой Отечественной войны».
Дорогами героев
Всю эту информацию Роману Кунгурову и его брату Константину Карпухину пришлось собирать по крупицам.
– Костя любит историю, изучал родословную. Так как он старше, успел пообщаться с мамой погибшего дедушки, нашей прабабушкой Аксиньей, и добыть кое-какие сведения, – говорит Роман. – Мы обращались в Национальный архив Республики Беларусь, затем в военный комиссариат Чаусского и Славгородского районов.
Спустя годы Роман наконец смог побывать на месте воинского захоронения деда. Мемориал с братской могилой находится возле деревни Горбовичи.
– Прежде чем туда попасть, мы с зятем Александром проехали на машине почти всю страну. По пути посетили музеи воинской славы, в том числе школьные, встретили немых свидетелей тех событий: многочисленные мемориалы, памятники, – продолжает разговор собеседник. – Беларусь дважды приняла на себя мощнейший удар в годы Великой Отечественной войны, став местом кровопролитных боев. На этой земле где ни копни – везде в захоронение можно попасть.
Роман говорит, что за могилой-мемориалом, где среди других солдат покоится его дед Гриша, тщательно ухаживают. Приглядывает и следит здесь за порядком, в частности, местная жительница, дом которой находится рядом с монументом.
– При виде такого внимания памяти павших душа порадовалась, – улыбается Роман. – Видно, что со времен открытия мемориала имен бойцов на плите добавилось, а значит, люди продолжают искать родственников. Мы подготовили обращение, чтобы здесь увековечили и нашего деда и разместили его имя на мемориальной стене. Надеемся, что оно обязательно будет нанесено.
Вокруг мемориала спокойно, словно вечная стража бдит над памятью о прошлом. Даже не верится, что в этих местах когда-то свистели пули и снаряды, лилась кровь. А теперь зори здесь тихие. Спи, солдат, что навсегда нашел покой на поле брани, подвиг совершая.
Елена МАРИХИНА
Фото из личного архива Романа Кунгурова