Уважаемые коллеги!
История обоих предприятий начиналась в непростые для Тимано-Печоры времена, с «наследства» в виде изношенного после 90-х оборудования, раздробленных производственных цепочек, многих сотен выведенных в простой нефтяников. Но и в этих условиях, благодаря вниманию и значительным инвестициям со стороны ЛУКОЙЛа, два молодых коллектива взяли уверенный старт. За 20 лет достигнуто очень многое. Модернизировано производство, созданы крепкие коллективы со своими традициями, наработаны технологии максимально рациональной разработки месторождений-ветеранов, введены в эксплуатацию новые перспективные геологические структуры. Титулованные ветераны-нефтяники передают свой колоссальный опыт молодежи, которая в своей исследовательской работе добивается успехов на федеральном уровне. А значит, впереди новые горизонты! Сегодня «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» вносят неоценимый вклад в развитие нашей Компании и топливно-энергетического комплекса Тимано-Печоры. Пусть и в дальнейшем профессионализм наших нефтяников, их преданность любимому делу и высокая самоотдача остаются надежным фундаментом для успешной работы на благо нашего общего дела! Искренне желаю, чтобы юбилеи стали точкой отсчета для новых производственных побед и достижений!
Александр ГОЛОВАНЕВ,
Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
С приходом ЛУКОЙЛа в 1999 году нефтяная отрасль Тимано-Печоры начала восстанавливаться. Буквально с первых дней своего присутствия Компания в глазах жителей, нефтяников стала преемницей всего позитивного, что было наработано за десятилетия еще с советских времен. Но знаковым для ЛУКОЙЛ-Коми стал 2003-й – год создания территориальных производственных предприятий в Усинске и Ухте.
ВЧЕРА
В 2003-м значительно расширилась география работы ЛУКОЙЛ-Коми в регионе: теперь он ведет активную деятельность в Усть-Цильме, Ижме, Печоре, Сосногорске, Ухте. А на базе ряда предприятий в Усинске создано территориальное производственное предприятие «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», в Ухте формируется еще одно ТПП.
Подобное слияние благотворно скажется на пополнении общекорпоративных задач: обеспечении роста налоговых отчислений, дивидендов акционерам и заработной платы сотрудников.
В том же знаковом году значительно «подорожал» и коллективный договор ЛУКОЙЛ-Коми: если в 1999-м на его реализацию было направлено 58,3 миллиона рублей, то в 2003-м – 116 млн. В три раза увеличились и выплаты социального характера. Работодателем предусмотрены дополнительные социальные гарантии: медицинское страхование, предоставление путевок на отдых труженикам и их детям, пенсионерам, финансовая поддержка ветеранов-нефтяников, предоставление служебного жилья работникам и многое другое. ЛУКОЙЛ-Коми не жалеет средств и для улучшения условий труда своих специалистов.
Но факты и сухие цифры не расскажут об этом так, как сами люди. Воспоминаниями с «СВ» делятся работники ЛУКОЙЛ-Коми.
Владимир Гуляев,
руководитель проекта «Развитие Варандей-Адзьвинской и Командиршорской групп месторождений, расширение Варандейского нефтяного отгрузочного терминала» Проектного офиса «Развитие северных месторождений»
Я сам с Войвожа – поселка, в котором практически зародилась нефтяная отрасль региона. Поэтому о выборе профессии даже не задумывался.
К тому же мои родители тоже работали в этой сфере. Можно сказать, я с детства варился в котле нефтяных новостей и историй. И это тоже стало следствием того, что уже в юности твердо знал: добыча черного золота – моя судьба! И вот уже более 30 лет я в нефтянке.
2003-й – это был переломный год. Ветер перемен прямо чувствовался в воздухе, при этом все осознавали, что произойдет кардинальное изменение в работе нефтяной отрасли на юге Республики Коми. Я, в то время прошедший путь от оператора по добыче нефти и газа до начальника нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Войвожнефть», видел и понимал необходимость таких изменений. С 1999 года предприятие было единственным в составе ЛУКОЙЛа на юге региона. С приходом Компании пришла стабильность, но НГДУ оставалось нерентабельным. Так что решение об объединении и оптимизации работы нескольких добывающих предприятий, в том числе и «Войвожнефти», в одно – территориальное производственное предприятие «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» – стало просто актуальной необходимостью.
Легко сказать: «объединили, оптимизировали, улучшили». На самом деле, это непростая, нетривиальная задача. Все понимали, что последствия принятия таких решений будут историческими, можно сказать, судьбоносными. Дело в том, что из совершенно разных по своей экономической эффективности предприятий, со своими самобытными коллективами, традициями, сложившимися на промыслах и цехах, нужно было сформировать в первую очередь единый коллектив, способный эффективно решать поставленные задачи.
Представьте: большие механизмы, которые работают по совершенно разным правилам. У каждого свои особенности, нюансы, сложившиеся исторические традиции, отлаженные годами направления работы. Чтобы вмешаться в деятельность этих гигантов и перестроить их на один общий лад, требовалось время, умения и хорошие управленческие навыки.
И получилось. Объединение опыта, накопленных знаний, ресурсов предприятий, действующих в одном регионе, и, главное, желание сотрудников, работающих в практически аналогичных горногеологических условиях, дали хорошие результаты. Также огромные запасы материальных ресурсов, которые копились на территориях каждого из предприятий, были вовлечены и направлены на потребности всех.
Именно это объединение привело к тому пути роста и стабильности, по которому и сегодня удачно двигается ухтинское ТПП, продолжая историю развития нефтяной промышленности жемчужины Севера.
Ильмир Гараев,
оператор по добыче нефти и газа КЦДНГ-2 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»
Я сам из Усинска. В 99-м мы все здесь переживали непростые и сложные времена. И, можно сказать, этот год стал для меня ключевым. Безработица толкнула к самому важному в моей жизни решению – пойти в нефтяники. Отучился на оператора, и понеслось.
С того момента, как «Нобель Ойл», в котором я трудился, вошел в усинское ТПП, произошло множество положительных перемен. Предприятие преображалось на глазах. Улучшались условия труда, в производство вкладывались колоссальные денежные средства. Сейчас смешно вспоминать: раньше нам приходилось работать без замерных устройств на скважинах. Мы знали только общее итоговое количество нефти, пришедшее на ДНС (дожимную насосную станцию) со всех скважин. Сегодня мы четко видим дебет каждой. Телеметрия облегчает работу.
Мы почувствовали реальную заботу со стороны Компании. Это проявлялось даже в качестве спецодежды. А о таком оснащенном административно-бытовом комплексе, какие есть сейчас, и мечтать не приходилось. Ну и, конечно же, стоит отметить ощутимое повышение зарплат. Словом, не работа, а песня.
Алексей Липин,
ведущий инженер отдела подготовки нефти ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз»
Я попал в нефтянку, можно сказать, случайно. Профессиональную деятельность начинал учителем труда в Нижнем Одесе. Даже девять месяцев довелось отработать директором новой строящейся школы. Это было начало 90-х, достроить ее не получилось из-за финансовых проблем. Стало ясно, что нужно менять сферу деятельности.
Тогда я как руководитель тесно работал с отделом комплектации НГДУ «Тэбукнефть». И там мне предложили должность инженера. Так и оказался в нефтянке.
Еще до 2003 года я имел опыт сотрудничества с Компанией. И тогда уже было понятно, что ЛУКОЙЛ – это стабильность, надежность и спокойствие.
Когда начались разговоры об объединении, мы понимали, что ТПП – это наше спокойное будущее, своевременные зарплаты и обширные горизонты для карьерного роста.
Так и получилось. В 2004 году, кстати, меня уже перевели в ЛУКОЙЛ-Коми. Это объединение стало гарантом стабильности. И отрадно видеть, что ухтинское ТПП с того самого дня продолжает свое движение вперед.
Много делает Компания и для людей, и в целом для региона. Обновляются культурные и образовательные учреждения, строятся дома для сотрудников, спортивные площадки и комплексы. Горжусь, что являюсь частью ЛУКОЙЛа!
Любовь Лобанова,
оператор обезвоживающей и обессоливающей установки КЦДНГ-1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»
Я уроженка села Щельябож. Отучилась в Сыктывкаре и по зову сердца вернулась обратно на малую родину – работать. «Нефтяную» деятельность начала оператором по исследованию скважин в «Коминефти».
Конец 90-х – это время, которое тяжело вспоминать. Живя в той стабильности и уверенности, в какой мы сейчас находимся, за спиной у Компании, трудно представить те тяготы, с которыми нам пришлось встретиться.
Нас тогда предприятие вывело в простой. Заработную плату задерживали, и работы не стало. Кто-то дома пережидал это время, получая крохи. А кто-то хватался за любую работу, которую предлагали. У меня было двое детей, и я оказалась в числе вторых. И подъезды мыла, и была задействована в уборке замазученности на скважинах. Правда, платили за это копейки.
Затем, когда ЛУКОЙЛ появился в Тимано-Печоре, началась белая полоса. Нас, чтобы мы не сидели без работы, отправили учиться. Так я получила новую профессию – машинист технологического насоса. И жизнь начала налаживаться. А в 2003 году, после того как мы стали сотрудниками усинского ТПП, и вовсе в гору пошла.
Компания начала модернизацию производства. Работать стало намного легче и интереснее.
С приходом ЛУКОЙЛа коллектив цеха помолодел. С каждым годом у нас все больше талантливой молодежи. При этом Компания уделяет пристальное внимание регулярному обучению и повышению квалификации.
Надо также сказать, что ЛУКОЙЛ немало вложил в развитие Усинска. Прямо на глазах он превратился в уютный город, где живет и планирует жить моя семья.
Сегодня
Новые страницы славной истории ТПП в Усинске и Ухте пишутся и в наши дни.
Строятся крупные промышленные и инфраструктурные объекты, укрощаются трудноизвлекаемые углеводороды. Предприятия продолжают расширять производственные мощности, а также занимаются модернизацией инфраструктуры ключевых точек роста в регионе. Одной из них является Денисовская впадина (Денисовский лицензионный участок), в составе которой – ряд геологических структур: Баяндыское месторождение (открыто в 2008 г.), Восточно-Ламбейшорское (2011 г.), Южно-Баяндыское (2013 г.), месторождение им. Андрея Алабушина (2014 г.).
Активно ведется разработка месторождений-ветеранов: Усинского, Возейского, Западно-Тэбукского, Пашнинского, Кыртаельского.
Сегодня предприятия вступили в новую эпоху – цифровую. В 2020 году в ЛУКОЙЛ-Коми заработал проект «Интеллектуальное месторождение». Перевод прямого производства на цифровые рельсы здесь идет стремительными темпами: успешно реализуются проекты, позволяющие сделать процесс более гибким, автоматизированным, быстро перестраиваемым и умным.
На сегодня в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» созданы и эксплуатируются семь интегрированных моделей месторождений: Восточно-Ламбейшорского, им. А. Алабушина, Прохоровского, Верхневозейского, Южно-Баяндыского, Верхнеипатского, Баяндыского. Так называемые цифровые двойники сегодня есть также у южных промыслов: Кыртаельского, Южно-Лыжского, Северо-Кожвинского, Южно-Кыртаельского.
Сегодня территория ЛУКОЙЛа – это не только современные производственные мощности, но и возможности для развития талантов, спортивных навыков, культурных традиций, преображение северных территорий.
История продолжается
Профессионализм, взаимовыручка и преемственность поколений – фундамент, на котором устойчиво держатся коллективы структурных подразделений ЛУКОЙЛ-Коми в Усинске и Ухте. А еще это во многом способствует производственным успехам.
В ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» сегодня на слуху династии Масловых, Акимовых, Джафаровых, Ивановых, Хабибуллиных, Редько-Каневых, Галлямовых-Никулиных, Бычихиных.
За 20 лет существования ухтинского ТПП здесь также сформировались трудовые династии. Среди них Ахатовы, Роговы, Гостюк, Демины, Ромашовы, Пивоваровы, Вдовенко.
Это говорит о стабильности предприятий и о том, что работа на них является желанной и престижной.
Перспектива – это всегда движение вперед, это в стиле ЛУКОЙЛа. Вектор этого движения сегодня ни у кого не вызывает сомнений: впереди еще много ярких страниц, которые ЛУКОЙЛ-Коми и его структурные подразделения впишут в богатую историю нефтяной отрасли Тимано-Печоры.
Ивановы (ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»)
Глава семейства Яков Николаевич сначала трудился на буровых, потом устроился оператором подземного ремонта скважин. Сегодня его дело продолжают сыновья: Артем работает оператором технологической установки на УПН «Уса», Николай – заместителем начальника КЦДНГ № 4.
Ахатовы (ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз»)
Радмир Шарафисламович приехал из Нефтекамска в поселок Нижний Одес в 1981 году. Начал свой трудовой путь с оператора по добыче нефти и газа. В 2012 году, уже став профи в своем деле – обладателем 6-го разряда, ушел на заслуженный отдых.
По стопам отца пошел Альберт Ахатов, который тоже трудится в КЦДНГ № 1 на Турчаниновском месторождении оператором по добыче нефти и газа 6-го разряда.
Роговы (ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз»)
Отец Владимир Викторович работает в третьем цехе механиком с 2003 года. Его сыновья трудятся там же с 2022-го: Дмитрий – слесарем-ремонтником 4-го разряда, Артем – оператором по добыче нефти и газа 4-го разряда.
Подготовили Елена МАРИХИНА и Гузалия ФАРХЕТДИНОВА
Фото из архива «СВ»