Два десятка лет! С одной стороны, всего лишь очередная круглая дата, а с другой – сотни газетных публикаций, человеческих историй и отчетов о технических новинках на страницах юбиляра. Путь газеты «Северные ведомости» начался 1 сентября 2000 года, а летом 2001-го на пороге редакции появился один молодой журналист, который, сам еще того не ведая, нашел здесь свою судьбу. Сегодня тот неопытный корреспондент вырос в грамотного и профессионального управленца. Речь идет о заместителе генерального директора ЛУКОЙЛ-Коми по связям с общественностью Евгении Лясковской. Ко дню рождения издания она вспомнила первые шаги «акулы пера», рассказала о запутанной «судьбе» одного трубопровода, почему так важно задавать вопросы и как побороть страх по методу того самого барона Мюнхгаузена.
Это еще цветочки…
– Мой первый рабочий день был 5 июля. Тогда я только готовилась защитить диплом, у меня было несколько свободных недель, и я вернулась из Сыктывкара в Усинск. Откровенно говоря, даже не знала о существовании газеты «Северные ведомости». Сюда меня направила в то время Вице-президент по управлению персоналом ОАО «КомиТЭК» Валентина Андреева. Я фактически «с улицы» пришла к ней на личный прием и попросилась на работу. Видимо, чем-то я ей приглянулась. Еще пару собеседований – и я журналист!
Признаюсь, ужасно трусила – это моя первая работа, новый этап в жизни. Поэтому в этот день пришла в редакцию за час до начала рабочего дня. Слонялась по коридорам и ждала, когда наконец-то все придут. 5 июля стало знаменательным для меня: в кабинет вошел натуральный Джон Траволта, мой будущий муж Никита Лясковский, и я влюбилась с первого взгляда.
Мне сразу выдали пухлую подшивку номеров газеты, для ознакомления. В наставники назначили потрясающих журналистов, мастодонтов, не побоюсь этого слова, Раису Крестьянинову и Тамару Просужих. Кстати, Раиса Крестьянинова была единственной в редакции, кто принципиально не пользовался компьютером, этакий «цифровой дикарь» – писала от руки, а коллеги уже набирали текст. Сейчас влиться в работу гораздо проще: можно узнать из Сети все об издании, чем живет предприятие и отрасль, уточнить у гугла информацию, если что-то не расслышал. А тогда нужно было четко улавливать все сказанное собеседником, понимать, о чем речь, и не ошибиться.
«Вот бумага, рисуйте!»
– Мое первое редакционное задание – провести блиц-опрос среди людей на улице. Как телевидение с камерой, только без нее, с диктофоном «приставать» к усинцам. Не скажу уже тему, помню, как сильно стеснялась и насколько сложно было пересилить себя. Но раз сказано – надо делать. В итоге мнения собрала, опрос получился интересный. Кроме того, в этом же номере вышли две мои новости на первой полосе. Одна из них была про забор вокруг офиса, другая – о ходе строительства парка «Радуга». Конечно, я собой гордилась, хотя наставники так ругали мои первые статьи! Вспомнить страшно!
Запомнился и первый производственный репортаж. На тот момент на Усинском газоперерабатывающем заводе перепрофилировали нефтепровод в газопровод, об этом нужно было написать хороший материал в газету и одно из столичных информагентств. А значит, сослаться на то, что я новичок и ударить в грязь лицом я никак не могла, но при этом не понимала ничего. Мне повезло встретить замечательного профессионала – тогда ведущего инженера одного из отделов ГПЗ Егора Зубарева. Мы с ним сидели несколько часов: я допытывала, он отвечал аббревиатурами – почувствовала себя бараном в аптеке. Тогда я даю ему листок и говорю: рисуйте! Он взял и просто изобразил насосные станции, трубопроводы и пояснил, что для чего нужно. А я поняла всю географию: откуда этот нефтепровод идет, цель перепрофилирования, где и какие врезки производят. Самое сложное в этой ситуации было не столько понять, сколько сформулировать вопрос, чтобы человек дал тебе дельную информацию. Материал под заголовком «Где нефть была, там скоро будет газ» вышел на «чердаке» третьей полосы газеты, а с Егором Зубаревым, который впоследствии вырос до директора Усинского ГПЗ, а после – заместителя генерального директора ЛУКОЙЛ-Коми по капитальному строительству, у нас сложилась профессиональная дружба. Он всегда с удовольствием делился информацией с корреспондентами.
Задача – помогать
– Раньше в «СВ» много писали не только о корпоративных моментах, но и о событиях в городе и республике. И, конечно, хотелось помочь людям. У нас даже была рубрика «Город спрашивает», где мы отвечали на вопросы усинцев. Однажды меня попросили осветить историю одной женщины. Молодая мама заболела рассеянным склерозом, нужна была помощь. Я пришла к ней в гости, пообщались, написала публикацию. Хотелось не вызвать жалость этой статьей, а именно пробудить чувства людей. Наверное, у меня получилось: многие звонили в редакцию, предлагали помощь.
Нельзя не сказать о сложной проблеме начала 2000-х – наркомании. Эта напасть распространилась на все слои населения. Людей нужно было выручать. Мы создали цикл публикаций с советами, как распознать нездоровое пристрастие у своих близких. И мне стали приходить письма, где люди делились историями, благодарили за то, что поднимаю эту тему. Был такой клуб по интересам на страницах газеты, который не одному человеку помог сдвинуться с мертвой точки и побороть зависимость. Обратная связь была очень яркой.
Привет из Усть-Лыжи
– Однажды почти на месяц застряла в Усть-Лыже. Была осень 2001 года, я отправилась в село писать серию репортажей. Зимник еще не проложили, можно было только улететь на вертолете. Но то погода была нелетная, то «вертушка» оказывалась битком набита теми, кому нужнее. Так и стала почти местной, подружилась со многими, а серия статей заметно разрослась. Усть-лыжинцы даже поздравляли меня с днем бракосочетания после заметки в «Усинской нови».
Сам себе воспитатель
– Журналисту нужно быть в какой-то степени профаном. В том смысле, что не обязательно знать тему досконально. Когда пишешь то, что самому давно известно, можешь упустить значимые детали, поэтому так важно задавать вопросы. Не нужно этого бояться, лучше пять минут «казаться дураком», чем опубликовать отвратительный материал, не интересный читателю. На первых порах я безумно стеснялась даже поднять трубку и поговорить с собеседником по телефону, приходилось каждый раз переступать через себя.
– Вы утверждаете, что человек может «поднять себя за волосы»?
– Обязательно! «Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени это делать!» – говорил барон Мюнхгаузен в легендарном фильме. И с работой так же. У тебя есть задача, и ты не можешь просто сказать «я стесняюсь», нужен результат. Если нравится твой труд – воспитай себя сам. И для меня газета стала такой школой.
Валентина ЗАХАРОВА
Снимок Александра ГРЫЗЛОВА