Первого июля свой день рождения отметил долгожитель Тимано-Печоры – Тэбукский нефтепромысел. В его составе – Западный Тэбук, с момента основания ставший полигоном для испытания новейших технологий. Он и сейчас не уступает более молодым «коллегам», щедро делится богатством недр с профессионалами ЛУКОЙЛ-Коми.
Первые шаги
Тэбукское месторождение открыли в августе 1959 года, именно тогда разведочные скважины № 2-Савинобор и № 1-Западный Тэбук дали первые мощные нефтяные фонтаны. Для обустройства промысла были выполнены переходы через реки Ухта и Ижма, пройдено 10 километров болот, около 20 ручьев и речек, раскорчевано 130 га леса. Однако официальным днем рождения Тэбука принято считать первый день июля 1961 года. Хотя уже в 1960–1961 годах буровые, вышкомонтажные бригады, вспомогательные цехи передислоцировались на Западный Тэбук.
В 1961 году в опытно-промышленную эксплуатацию запущен и Западно-Тэбукский промысел: разработку вело Войвожское нефтепромысловое управление. Его первооткрывателями считаются геологи Олег Солнцев, Василий Родыгин, геофизик Виктор Пахомов.
По свидетельству Василия Родыгина, главного геолога конторы глубокого разведочного бурения № 1, работники которой и получили первые мощные (более 100 тонн в сутки) фонтаны легкой нефти, «открытие Западно-Тэбукского нефтяного месторождения с начальными извлекаемыми запасами нефти промышленных категорий, в три раза превышающими запасы всех ранее открытых месторождений, действительно явилось мощным импульсом началу широкомасштабного разворота нефтегазопоисковых работ на всей территории Тимано-Печоры».
В 1961 году промысел ввели в опытно-промышленную эксплуатацию: разработку его вело Войвожское нефтепромысловое управление. Первой на добычу была поставлена скважина № 2, дебит которой тогда доходил до 105 тонн нефти в сутки. Уже в 1962-м ухтинские нефтяники рапортовали о добыче 1,1 млн тонн нефти. Через год более половины добычи Ухткомбината было получено с Западного Тэбука, а в 1968-м объемы достигли 3,5 миллиона тонн.
Поле экспериментов
На начало 60-х годов прошлого века Западный Тэбук считался крупнейшим нефтяным месторождением Тимано-Печоры: как подсчитали геологи, его начальные извлекаемые запасы составляли около 54,5 миллиона тонн «черного золота». Уникальным оно стало не только благодаря своим богатствам – его сделали своеобразным полигоном для отработки новых технологий.
Впервые в Коми здесь было заранее запроектировано искусственное поддержание пластового давления: система законтурного заводнения освоена и внедрена в самый начальный период эксплуатации – в 1964 году. Это позволило сохранять высокий темп отбора углеводородов в течение шести лет.
Кроме того, на Западном Тэбуке использовали перенос фронта нагнетания жидкости в обводнившиеся скважины, внедрили очаговое заводнение, а также нестационарное – с изменением направлений фильтрационных потоков, что позволило дополнительно получить около 400 тысяч тонн нефти. Также успешно использовалась технология создания импульса высокого пластового давления.
Наши дни
Сегодня разработку Западного Тэбука ведет первый добывающий цех ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». И хотя нефть промысла-долгожителя считается легкой, извлекать ее на поверхность непросто.
По словам начальника КЦДНГ-1 Руслана Зиятдинова, сегодня на Западно-Тэбукском месторождении в работе находятся 74 добывающие скважины. Из них на 32 добыча нефти осуществляется с помощью штанговых глубинных насосов (ШГН), на 40 скважинах применяются электроцентробежные насосы (ЭЦН), две работают фонтанным способом – за счет энергии пласта. Еще 16 находятся под закачкой пластовой воды.
– Фонд непростой в первую очередь с коррозионной точки зрения, что обусловлено высокой обводненностью продукции скважин, – говорит начальник цеха.
Но лукойловцы научились справляться с этой непростой задачей. Для борьбы с коррозией применяются как технологические, так и химические методы защиты, к примеру, периодическая и постоянная подача ингибитора коррозии в затрубное пространство, использование протекторов коррозии погружных электродвигателей, применение элементов оборудования в антикоррозионном исполнении. Имея в распоряжении как станки-качалки, так и погружные электроцентробежные насосы, нефтяники установили взаимосвязь между усилением коррозионной активности и способом механизированной добычи. К примеру, эксплуатация при помощи УЭЦН усиливает электрохимическую коррозию за счет наличия электромагнитных полей при подаче тока по погружному кабелю, а УШГН, наоборот, снижает.
Сложность вызывают АСПО и соляные осложнения. АСПО – это тяжелые компоненты нефти, которые оседают на внутренней поверхности нефтепромыслового оборудования и затрудняют добычу нефтесодержащей жидкости. Для очистки применяются скребки разных модификаций. Эти приспособления срезают с внутренних стенок труб налипший осадок, который с потоком добываемой нефти поднимается на поверхность. Также в качестве «лекарства» от АСПО используют горячую обработку лифтов, выкидных линий и нефтесборных коллекторов. При нагреве оседающий в трубах парафин плавится, нефть легче бежит по магистралям.
А для защиты от солей применяются специальные установки электроцентробежных насосов (УЭЦН) с покрытыми низкоадгезионными композитными материалами рабочими органами и, конечно, ингибиторы солеобразования.
Ежедневно первый цех добывает порядка 8 500 м3 нефтесодержащей жидкости. Месторождение немолодое, поэтому при добыче нефти не обойтись без методов интенсификации. Например, обработки призабойной зоны пласта различными кислотами. При проведении капитальных ремонтов скважин применяется вибрационное и акустическое воздействие, а также обработки всевозможными поверхностно-активными веществами (ПАВ) и растворителями.
Среди методов интенсификации и гидроразрыв пласта (ГРП). В этом году на Тэбуке впервые испробуют еще одну технологию – горизонтальное бурение.
Как сообщил заместитель начальника КЦДНГ-1 Ризван Анвер оглы Курбанов, в минувшем году из консервации и бездействия выведен ряд скважин. К тому же нефтяники вскрыли некогда забытый пласт – отложения Силура. Эта залежь занимает почти половину Западного Тэбука. Планируется, что через существующие скважины боковые горизонтальные стволы «уйдут» до километра в сторону.
Трудится в первом цехе сегодня 180 человек. На Тэбуке и ближних месторождениях работают в основном жители Нижнего Одеса. Поселок совсем близко к «офису» нефтедобытчиков. Ризван Анвер оглы Курбанов отмечает, что в последние годы в отрасль приходит много молодежи, все сотрудники активные – занимаются спортом, участвуют в различных мероприятиях.
Разделить и подготовить
Добыча не может существовать без подготовки. На Западном Тэбуке по соседству с административно-бытовым комплексом расположился цех подготовки и перекачки нефти (ЦППН), собирающий нефтесодержащую жидкость с 18 месторождений. К нему относятся пункт подготовки и сбора нефти (ППСН) и установка подготовки нефти (УПН), а также приемо-сдаточные пункты (ПСП) в Ухте и поселке Чикшино под Печорой, межпромысловые трубопроводы.
Кстати, УПН на Тэбуке – один из самых «юных» объектов. В эксплуатацию после реконструкции ее ввели в 2014 году. Трехфазная нефтесодержащая жидкость (нефть, газ, вода) здесь проходит сначала через блок фильтров. Потом в «черное золото» добавляют деэмульгаторы, а в отделенную от нее воду – ингибиторы коррозии. Первые нужны для того, чтобы уменьшить поверхностное натяжение частиц воды и тем самым ускорить ее отстой, вторые – для замедления коррозии труб. Отделившаяся же вода перекачивается на блочную кустовую насосную станцию первого цеха, а уже оттуда возвращается обратно в пласт. Газ поступает на газокомпрессорную станцию (ГКС) «Западный Тэбук» для очистки, осушки и дальнейшей транспортировки его потребителю. Ну а нефть насосами внешнего транспорта перекачивается на пункт приема-сдачи «Ухта». Кроме того, нефть отгружают и на нефтеналивной станции. Отсюда она на автоцистернах отправляется потребителям.
Сегодня ежесуточно через установку проходит более 8 000 тонн нефтесодержащей жидкости. Но и это не предел – проектная мощность УПН «Западный Тэбук» после реконструкции составляет 3–4 миллиона кубометров НСЖ в год, или 1,5 миллиона тонн «черного золота» за этот же период времени.
Руководит ЦППН Юрий Ларькин – нефтяник, отдавший отрасли более 40 лет. Он с гордостью демонстрирует журналистам альбомы со старыми снимками.
– Все, кто трудится здесь давно, помнят лучшего мастера-рационализатора, который был и депутатом Госсовета Коми, – Николая Степановича Пантелеева. Он отработал здесь с самого основания промысла, прошел все ступени роста, – рассказывает начальник ЦППН.
В альбоме Юрия Ларькина и кадры со спортивных соревнований, и грамоты за различные успехи цеха, и яркие моменты с демонстраций.
– На Первомай, помню, собирались все на работе и дружно шли на площадь. Нижнеодесцы всегда дружили семьями, отдыхали тоже вместе. На Тэбуке блистали не только рабочие таланты: были певцы и танцоры, даже самодеятельный театр. А наши марафонцы добежали даже до Берлина в честь Дня Победы, – вспоминает он. – И сейчас мы, без преувеличения, на высоте. В цех приходит молодежь с горящими глазами, они хотят работать и всегда поддержат любые начинания. А мы стараемся создать все условия и вырастить настоящих профессионалов.
Заместитель начальника КЦДНГ-1 по геологии Дмитрий Пивоваров
Юрий Ларькин рассматривает исторические снимки
Николай Степанович Пантелеев
Оператор обессоливающей и обезвоживающей установки Валентина Юрьева
Начальник КЦДНГ-1 Руслан Зиятдинов
Технолог цеха подготовки и перекачки нефти Даниил Кобозев
Машинист технологических насосов Елена Карапиш
Мастер по подготовке и стабилизации нефти ЦППН Сергей Волков
На переднем плане оператор обезвоживающей и обессоливающей установки Галина Денисова
Валентина ЗАХАРОВА
Снимки из архива «СВ»