«Умная» добыча

01

С каждым годом нефтедобывающая отрасль становится все технологичнее: на смену ручному труду приходит автоматизация и телемеханика. Сегодня промысел не просто точка на карте со скважинами и станками-качалками, а сложный инновационный объект, и нефтяник – специалист в области цифровых технологий и современных решений. Незаменимым помощником добытчикам «черного золота» стала концепция «Интеллектуального месторождения», которая с начала 2020 года реализуется в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».

Полет нормальный

История проекта «Интеллектуальное месторождение» началась в 2011 году на Западной Курне-2 в Ираке. Промысел решено было сделать максимально технологичным, параллельно концепцию интегрированных операций создали для месторождения Южный Ягун в Западной Сибири, продолжили в Казахстане и Узбекистане. В 2014 году «умный» проект масштабировали – началась работа по созданию центров интегрированных операций (ЦИО) в разных регионах. Первый из них в России заработал в 2016 году в ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ. В 2017-м проект запущен в Западной Сибири.

Компания активно применяет новые технологии на Каспии и ведет работу по их внедрению в других регионах деятельности.

Так, с 1 января 2020 года проект «Интеллектуальное месторождение» заработал в ЛУКОЙЛ-Коми. Первой ласточкой в освоении новых цифровых решений стало крупнейшее структурное подразделение предприятия – ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», которое разрабатывает месторождения в северной части Республики Коми. В частности, занимается крупными проектами на Денисовском лицензионном участке и пермокарбоновой залежи Усинского месторождения.

Отметим, что к 2025 году ПАО «ЛУКОЙЛ» планирует перевести более 120 разрабатываемых месторождений на интегрированную модель управления для повышения эффективности нефтедобычи и удаленного управления ими.

По законам физики и математики

Концепция «Интеллектуальное месторождение» в Компании «ЛУКОЙЛ» – это консолидация организационных, технологических и информационных решений для управления промыслами. В основу заложена обязательная процедура комплексного анализа и принятия решений на основе интеграции информации, техники, технологий и персонала.

Если проще, «Интеллектуальное месторождение» – это программное обеспечение, которое собирает данные со всех возможных источников на объектах предприятия и создает цифрового «двойника» промысла. В основе метода лежат физико-математические алгоритмы, которые позволяют объединить данные учетных систем с системами интегрированного и гидродинамического моделирования и проводить детальный анализ сценариев добычи, сравнивать их между собой и выбирать из множества вариантов самый оптимальный.

Как это работает?

Как сказано выше, с 1 января 2020 года в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» на базе Центральной инженерно-технической службы организована группа по сопровождению интегрированных моделей. Сегодня они разработаны для четырех промыслов: Восточно-Ламбейшорского, им. А. Алабушина, Баяндыского и Южно-Баяндыского месторождений.

Программа интегрированного моделирования разработки (Integrated Production Modelling, IPM) позволяет моделировать полную систему добычи от пласта до транспортировки.

Разные программы комплекса IPM отвечают за определенные показатели. Например, одна моделирует скважины, другая – систему подготовки, третья – анализирует пласт. Затем все показатели суммируются в одну большую модель всего месторождения.

Специалисты группы собирают информацию с промыслов: как ручные сводки от мастеров, так и данные телеметрии, заносят показатели в модель, которая обрабатывает сведения и дает прогнозы.

– Цифровая модель месторождения – это набор миллионов формул, которые рассчитываются автоматически, – поясняет инженер группы по сопровождению интегрированных моделей ЦИТС Надежда Воловикова. – Огромная масса уравнений, которые призваны сделать расчеты более точными.

С помощью новых IT-решений можно строить точные прогнозы на перспективу. Например, рассчитать, как будет работать определенная скважина через три года, создать прогноз по объемам добычи на всем месторождении, а также подобрать оптимальное оборудование.

– Потенциал программы огромный, – считает инженер группы Максим Чернобровкин. – Конечно, мы только начинаем большой путь по цифровизации месторождений, но проект – мощный инструмент для оптимизации всех производственных процессов, который будет непрерывно развиваться.

Учиться – всегда пригодится

Отметим, что для работы с программным комплексом необходимо дополнительное образование и знание технического английского языка. Специалисты, работающие в группе по сопровождению интегрированных моделей, прошли обучение в научно-образовательном центре «Рациональное недропользование» Пермского национального исследовательского политехнического университета.

– Случайный человек работать в программе не сможет, – объясняет Надежда Воловикова. – Мы защитили дипломы, обучение продлилось около четырех месяцев. При этом упор делали на практику, а не на теорию.

Валентина ЗАХАРОВА
На снимках Александра ГРЫЗЛОВА: группа по сопровождению интегрированных моделей
 
01 2
 
01 3

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх