На краю земли

02

Многие думают, что Заполярье – это суровый край, где живут отчаянные люди, их мало, и дружат они с медведями. Дружба с косолапыми, конечно, не соответствует действительности, а вот об отваге и смелости людей, покоряющих Крайний Север, можно говорить много и долго. Там, в краю вечной мерзлоты, ведет свою деятельность Комплексный цех по добыче нефти и газа № 4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз».

В стремлении к росту

Четвертый цех можно смело назвать северным материковым форпостом Компании. Он ведет эксплуатацию пяти отдаленных друг от друга месторождений, расположенных вдоль побережья Баренцева моря, – Мядсейского, Тобойского, Перевозного, Торавейского, Варандейского. Ближайшие населенные пункты – вахтовый поселок «Варандей» и город Нарьян-Мар, до которого, кстати, от Варандейского промысла добираться 250 км, а от остальных – еще дальше.

Здесь, на краю земли, среди белоснежных просторов сплоченный коллектив цеха добывает «черное золото», и делает это образцово. Так, в прошлом году КЦДНГ-4 было присуждено звание «Подразделение высокой эффективности, технологии и культуры производства». А четвертая бригада, осуществляющая эксплуатацию и обслуживание объектов добычи нефти и газа Тобойского и Мядсейского месторождений четвертого цеха, в первом полугодии 2019 года, как и в последнем квартале 2018-го, была бессменным лидером в производственных соревнованиях по ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз».

По словам начальника цеха Ильнара Юнусова, основными производственными показателями КЦДНГ-4 являются: добыча нефти, закачка воды, использование попутного газа, обеспечение требуемого уровня промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

В 2008 году добыча на промыслах велась лишь на отдельных скважинах. Их дебиты не превышали 40 тонн в сутки. Сегодня эти месторождения активно осваиваются. На Мядсейском и Тобойском промыслах идет бурение скважин, которое продолжится и в дальнейшем.

Например, за 2018–2019 годы на Мядсейском месторождении введены в эксплуатацию после бурения пять добывающих скважин. Положительный эффект дает гидроразрыв пласта, который был применен на трех скважинах после бурения и двух скважинах со слабым притоком нефти.

До товарного качества

Добываемая здесь нефть – «тяжелая», высокопарафинистая. Соответственно, она требует серьезной подготовки.

По словам Ильнара Юнусова, добыча ведется механизированным способом установками электроцентробежных насосов. НСЖ (нефтесодержащая жидкость), предварительно подогретая в путевых подогревателях, транспортируется по трубопроводу на ЦПСН (центральный пункт сбора нефти) Тобойского месторождения, где в нефтегазовых сепараторах отделяется от подтоварной воды и газа. Последний используется для выработки электроэнергии на газотурбинных установках, подтоварная вода – в системе ППД (поддержание пластового давления).

Далее сырье транспортируется по системе трубопроводов на установку подготовки нефти «Варандей», где проводится обезвоживание и обессоливание. Подготовленный продукт транспортируется по нефтепроводу на приемо-сдаточный пункт для дальнейшей сдачи в систему ООО «Варандейский терминал».

Цель поставлена

– Коллектив у нас дружный, специалисты подобрались высококлассные, – отмечает Ильнар Юнусов.

Работники цеха активно участвуют в конкурсе профмастерства на звание «Лучший по профессии». Так, в 2019 году на первом этапе состязаний (среди подразделений ТПП) представители самого северного цеха взяли призовые места в пяти номинациях. На этапе конкурса среди подразделений ЛУКОЙЛ-Коми оператор товарный Сергей Бычков и оператор пульта управления Денис Александров принесли в копилку коллектива серебро.

– К сожалению, нашим работникам не удалось победить в конкурсе профмастерства Компании «ЛУКОЙЛ», но это еще одна высота, к которой мы стремимся, и покорим ее, – уверен начальник цеха.

С хирургической точностью

Ежегодно команда цеха пополняется молодыми сотрудниками. Их всегда готовы поддержать, поделиться своим колоссальным опытом и навыками специалисты-наставники. Среди них ведущий геолог Игорь Белоусов, мастер по добыче нефти и газа Сергей Рочев, которого, как говорят коллеги, отправляют на самые трудные участки, старший механик Рустам Габдуллин, его общий стаж в нефтяной отрасли составляет уже 36 лет…

Кстати, Рустам Габдуллин был непосредственным участником нескольких значимых событий, повлиявших на развитие нефтяной отрасли на Севере.

Сразу после службы в армии в 1983 году Рустам приехал в Усинск, устроился слесарем на КСП-74 (комплексный сборный пункт) «Войвожнефти», которое тогда разрабатывало Харьягинское месторождение. Работая здесь, прошел переобучение на машиниста ППД. Здесь же запускал первую БКНС-84 (блочно-кустовая насосная станция).

– На кнопку запуска нажал и даже успел немного испугаться, – рассказывает Рустам Махасимович. – Такой мощный свист раздался! Давление 220 атмосфер – это не шутка!

В 1993 году Рустам Габдуллин назначается механиком цеха № 3 на Возейском месторождении. Признается, что просился слесарем, но руководство сказало: «Что, зря тебя учили?»

В конце 90-х опытным путем оценивались возможности добычи нефти и заправки танкеров в суровых климатических условиях Арктики. На берегу Баренцева моря шло активное строительство необходимой инфраструктуры, берегового раздаточного пункта, ДНС (дожимная насосная станция)… Рустам Махасимович на тот момент работал в «Варандейнефтегазе», он участвовал в отправке первого танкера с нефтью.

Сейчас в Арктике построен постоянный морской отгрузочный терминал. Установленный на глубине 17 метров в море, в 22 км от берега, он введен в эксплуатацию в июне 2008 года. А в 2000-м недалеко от поселка Варандей начал действовать отгрузочный комплекс мощностью 1,5 млн тонн нефти в год. Терминал был соединен с береговыми нефтяными резервуарами подводным дюкером, принимал танкеры до 20 тыс. тонн и позволял осуществлять круглогодичную отгрузку нефти из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и поставлять ее на зарубежные рынки.

– Насосы и другую технику мы сами собирали, монтировали. В августе заправили первый танкер в 10 тыс. тонн нефти, труба от берега к судну была протянута длиной 2,5 км, – вспоминает наш собеседник. – При первой заправке присутствовали представители «Гринпис», которые вели наблюдение и на земле, и в море, и с воздуха. Говорили, что если хоть каплю пролитой нефти увидят, проект будет закрыт. Но все было отработано четко. Второй танкер заправляли уже зимой.

Начальник КЦДНГ-4 не случайно назвал Рустама Махасимовича одним из самых опытных наставников. Свой накопленный годами опыт, умения он передал не одному десятку молодых парней.

Сам себя считает очень жестким наставником, ибо спуску молодежи не дает. Говорит, что студенты четвертого курса уже почти механики. Поэтому знаний в голове должно быть не меньше, чем у тех, кто непосредственно работает на этой должности. Потому, проведя со стажерами день на производственных участках, и во внерабочее время тоже не давал им спуску, заставлял собирать, разбирать резервное оборудование. Зато, говорит, и эффект есть. От него ребята уходят, чувствуя себя настоящими механиками.

– Мы же – как хирурги, только они чинят тело человека, а мы – машины. У врачей ошибка может стоить жизни, мы отвечаем за исправность оборудования, от этого зависит безопасность людей. Поэтому механизмы нужно уметь разбирать и собирать практически с закрытыми глазами, «ставить диагноз» по «кашлю» в двигателе. А в этом поможет только опыт.

Светлана БЫКОВСКАЯ

 

02 2

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх