ДОЛГОЕ ЭХО МИРНЫХ ВЗРЫВОВ

9-1«Северные ведомости» уже рассказывали о проходившей в середине октября в Нарьян-Маре III международной научно-практической конференции «ЭкоПечора-2012». И было обещано, что газета непременно вернется к разговору о проблемах, обсуждавшихся на этом представительном форуме. А среди них, безусловно, пристального внимания заслуживает тема, связанная с экологическими аспектами Кумжинского газоконденсатного месторождения в НАО. Именно там, напомним, 25 мая 1981 года на глубине около полутора километров произвели ядерный взрыв мощностью 37,6 килотонны с целью подавления неконтролируемого газового фонтана.

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ПИРИТ»

Как известно, операция под кодовым названием «Пирит» не дала желаемого результата, аварийную скважину №9 удалось заглушить лишь ровно через шесть лет. И все это время, начиная с конца ноября 1980 года, злосчастная разведочная скважина ежесуточно извергала два миллиона кубометров газа и сотни тонн конденсата.

Почему же все-таки не увенчалась успехом операция «Пирит»? Это ведь был уже 82 случай промышленного использования ядерных зарядов на территории СССР. Причем до «Пирита» технология применения ядерных взрывов для перекрытия газовых фонтанов была апробирована трижды. В частности, она отлично зарекомендовала себя еще 30 сентября 1966 года при ликвидации масштабной аварии на месторождении Урта-Булак в Узбекской ССР.

Тогда решение о проведении ядерного взрыва для смещения земных пластов было принято по причине того, что просто не оставалось иного выхода: каждые сутки в атмосферу выбрасывалось 12 миллионов кубометров насыщенного сероводородом газа. Этого с лихвой хватало бы, чтобы полностью обеспечить такой крупный город, как Ленинград. К тому моменту общий объем выброса превысил 15 миллиардов кубометров! Мощнейший фонтан утих спустя 25 секунд после взрыва мощностью 30 килотонн.

А вот на Кумже произошла осечка. Нет, взрывное устройство со всеми прилагающимися кабелями и приборами вполне благополучно спустили в пробуренную для этого скважину №25, которую потом «закупорили» цементом, бетоном, щебнем. Но, оказывается, допустили ошибку при определении точки координат подземного взрыва, и он был совершен далеко в стороне от аварийного ствола наклонно направленной скважины. В недрах на глубине 1470 метров образовалась оплавленная полость радиусом в 35 метров, однако газ продолжал фонтанировать. Сразу же провели полевые гаммаспектрометрические измерения – на поверхности изменений природного радиационного фона зафиксировано не было. Впрочем, это отнюдь не означало, что признаки миграции радиоактивных веществ из камеры не обнаружатся позже.

НА КУМЖЕ – ЧИСТО

Со временем возникла тревога, что на бесхозном участке может произойти самопроизвольный выброс природного газа. В связи с этим администрация Ненецкого автономного округа предложила приступить к разработке месторождения, что позволило бы снизить повышенное внутрипластовое давление и уменьшить риск возникновения инцидента, способного привести к экологической катастрофе.

В ноябре 2007 года конкурс на право пользования Кумжинским газоконденсатным месторождением выиграла компания «СН Инвест». В соответствии с лицензионным соглашением, она приняла ряд экологических обязательств на весь срок разработки.

В их числе – проведение исследований уровня загрязнения почв, растительности, воды углеводородами, тяжелыми металлами и радионуклидами. Первый отчет о проделанной работе был представлен общественности на предыдущей конференции «ЭкоПечора» в 2010 году. Тот доклад, с которым выступил заместитель генерального директора ЗАО «СН Инвест» по экологии и промышленной безопасности Евгений Волков, снял многие опасения.

И вот недавно он вновь вышел к трибуне, чтобы проинформировать участников форума «ЭкоПечора-2012» о заключениях, сделанных специалистами ФГУП «ВНИПИпромтехнологии» по результатам измерения гамма-, бета-, и альфа-активности взятых на объекте проб горных пород, газа, конденсата и пластовых вод с обязательным определением содержания естественных радионуклидов (урана, тория и калия), а также концентраций радионуклидов искусственного происхождения. Среди них были и пробы, отобранные во время бурения поисково-оценочной скважины №29.

– Исследования и многолетние наблюдения показали, что современная радиационная обстановка на Кумже соответствует нормальным естественным значениям, дополнительные мероприятия по радиационной безопасности не требуются, – заверил Евгений Волков.

К сказанному можно добавить, что ФГУП «ВНИПИпромтехнологии» Министерства РФ по атомной энергии более полувека работает как головной проектно-исследовательский институт в области обеспечения радиационной безопасности. А опыт за прошедшие годы накоплен богатейший, ведь в СССР было осуществлено 124 взрыва в мирных целях, причем 119 раз это происходило вне полигонов. Чаще всего заказчиками выступали геологи (51 случай), Мингазпром (26) и Миннефтепром (13). «Крайним» из промышленных ядерных взрывов стал «Рубин-1» мощностью 8,5 килотонны, проведенный 6 сентября 1988 года в Архангельской области, в 80 км северо-восточнее Котласа.

О самых нашумевших из них, а также о тех, которые имеют непосредственное отношение к нефтедобывающей промышленности или связаны с Республикой Коми и соседними регионами, речь пойдет во второй части статьи.

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимке: радиационный фон – нормальный

Фото предоставлено пресс-службой ООО «Печора СПГ»

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх