Вы знали, что первую ухтинскую нефть продавали в аптеке? А пермское «черное золото» вовсе не черное, а зеленоватое? И как связан юный Усинск с античным городом Танаис? Ответы на эти вопросы есть в Музее истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры ЛУКОЙЛ-Коми. Здесь побывать посчастливилось редакции газеты «Северные Ведомости» в преддверии Ночи музеев ( акция, приуроченная к Международному дню музеев).
Начальник музея Никита Лясковский начал экскурсию с истории нефти и освоения Печорского края. Он напомнил, что нефть известна с незапамятных времен. Ее применяли, например, при мумификации фараонов, нефтепродукты могли входить в состав «греческого огня». Кстати, рецепт горючей жидкости в точности до сих пор не восстановлен.
В музее хранятся осколки амфоры, датируемые третьим веком нашей эры. Они найдены в античном городе Танаис, что на берегу Дона. Сейчас заповедник «Танаис» располагается на территории Ростовской области, а в давние времена был крупным экономическим, политическим и культурным центром Боспорского царства. В руинах одной из башен и были найдены амфоры со следами нефтесодержащей жидкости.
– Существует несколько догадок, зачем хранить нефть в амфорах. Первая – башня служила маяком, и нефтепродукты сжигали для освещения. Вторая – использовали их в оборонительных целях, и третья – нефть запечатали в амфоры для продажи, – перечислил экскурсовод.
В России первую нефть нашли на реке Ухте в 1745 году. Рудоискатель Федор Прядунов за открытие был награжден шестью рублями серебром.
– Подумайте, сколько это на современные деньги? – спрашивает у журналистов Никита Лясковский. – Исследователи выяснили, что в петровские времена пуд черной икры стоил не выше трех рублей. Путем нехитрых подсчетов понимаем, что сейчас это около двух миллионов рублей. Серьезная сумма.
В 1946 году Федор Прядунов открыл на Ухте первый промысел. Нефть тогда добывали «варварским» способом – прямо с поверхности реки: выстроили колодец из 13 бревен в высоту для сбора нефти, которая всплывала со дна, и вычерпывали ее ковшами. За два года работы Прядунов сумел получить 40 пудов «черного золота».
Кстати, с ковшом связана забавная история одного из экспонатов. Когда в ЛУКОЙЛ-Коми возникла необходимость создать собственный сувенир, Никите Лясковскому пришла идея дарить высоким гостям статуэтку Прядунова. Он сам нарисовал эскиз будущего сувенира, который решил согласовать с членом Российской академии естественных наук, кандидатом исторических наук Александром Матвейчуком. Известный историк изображение Федора Прядунова утвердил, но попросил добавить в лодку, на которой плывет рудоискатель, ковш. Замечание Александра Матвейчука приняли, и теперь мини-скульптура первооткрывателя ухтинской нефти практически в точности соответствует оригиналу.
Промысел Федора Прядунова проработал недолго, ведь сам он пытался продавать нефть через сеть аптек. Но не смог толково объяснить медицинскому ведомству, от чего лечит «черное золото». За что и поплатился – свои дни он закончил в долговой яме.
Не повезло и рудоискателю Михаилу Сидорову. В 1880-х годах он хотел основать промысел не только по добыче, но и первичной переработке нефти у нынешнего поселка Водный. В 1868-м он профинансировал бурение первой настоящей эксплуатационной нефтяной скважины. В конце 1872 года ее глубина достигла 52,9 метра, после чего на поверхности появился слабый нефтяной фонтан. Всего с нефтяного промысла Сидорова добыли более 33 тонн северного «черного золота». Однако развития он не получил: дорогостоящее и громоздкое оборудование застряло в пути, а специально выписанный из Швеции буровых дел мастер уехал восвояси.
Уже после революции об ухтинской нефти вспомнил сам Владимир Ленин. Далее начинается всем известная история – в 1929 году на Ухту отправилась экспедиция ОГПУ. Именно август 1929-го принято считать начальной точкой становления нефтяной промышленности Коми.
Тогда же нефтяникам приглянулась Ярега. Для разработки нового месторождения придумали инновационный шахтный способ добычи нефти. В музее можно полюбоваться большой диорамой нефтяных объектов Яреги и узнать, как же поднимают на поверхность тяжелую сверхвязкую нефть.
Найдутся в музее и печальные страницы истории Ухтапечлага – в специальных боксах бережно хранятся архивные документы, связанные с работой заключенных в нефтянке.
Из «прикладных» экспонатов нужно отметить шахтерские самоспасатели, газоанализаторы, каски и, как шутит Никита Лясковский, «Айфон-16» – шахтный телефон, которому больше семи десятков лет.
Еще один занятный экспонат – «нефтяная помада» (обсадные трубы разного диаметра). Рядом с ними – макет месторождения в разрезе. «Черное золото» в разных районах добывают из разных пластов, между появлениями которых миллионы лет. Например, глубина скважины на Восточно-Мастеръельском месторождении составляет около 4,5 км и пласт (силур) соответствует появлению на Земле первых растений. А на Харьягинском – 1,3 км, тогда (триас) появились первые млекопитающие.
В специальной «капле» собрали разные виды нефти: от почти прозрачной до густой и черной, как смола. В Перми «черное золото» имеет болотистый оттенок.
Также на первом этаже можно найти интерактивные стенды, диорамы, картины и глобус с зарубежными проектами ПАО «ЛУКОЙЛ». Второй этаж посвящен Республике Коми – ее природе, животным и, конечно, людям.
Отметим, что даже у искушенных журналистов возникло немало вопросов к экскурсоводу, на которые он с удовольствием ответил. Словом, мы еще раз убедились, что Музей истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры ЛУКОЙЛ-Коми – интересная и современная площадка, достойная лучших столичных музеев.
Валентина ЗАХАРОВА
На снимках автора: фото на память; у нефтяной «капли»; макет установки подготовки нефти «Уса-Тяжелая нефть»