«СВ» продолжает цикл публикаций к 90-летию нефтяной промышленности Республики Коми. Редакция считает, что нельзя пройти мимо исторической даты, которая, по сути, стала толчком к образованию самого Усинска.
Это событие произошло в ночь с 21 на 22 февраля 1968 года, когда было завершено первое опробование скважины № 7-Уса в Усинском районе. Из нее ударил фонтан легкой девонской нефти. Таким образом, было подтверждено промышленное значение открытого Усинского месторождения, что послужило началом ускоренного развития нефтяной промышленности на севере Коми АССР. Воспоминания о том событии запечатлены в сборнике «Нефть и газ Коми края».
Через несколько дней после появления фонтана, 27 февраля, состоялся разговор корреспондента газеты «Красное знамя» с управляющим трестом «Войвожнефтегазразведка» Василием Хорьковым, в котором тот озвучил широкие перспективы для Усинского промысла.
«… – Признаюсь, несколько страшновато называть огромные цифры, с которыми геологоразведчикам республики не приходилось еще никогда сталкиваться. 800 кубометров нефти в сутки! Судите сами, самые лучшие скважины Тэбука и Джьера дали в сутки только 150–200 кубометров. Выходит, скважина № 7 богаче их в четыре раза! Причем нефть отличного качества…. Буквально на днях будет проведено испытание скважины № 9, которая располагается недалеко от «седьмой». Если результаты будут хорошими, можно смело говорить, что Усинская площадь – второй Вуктыл по нефти (в Вуктыле на тот момент велась самая мощная в стране разработка газовых месторождений – ред.).
Уже в мае 1968 года тогдашний министр нефтедобывающей промышленности СССР Валентин Шашин докладывал Совету министров о перспективах развития Коми, что данные Министерства геологии СССР, в том числе касаемо и четырех залежей нефти в Усинском месторождении, «…позволяют рассматривать Коми АССР как один из весьма перспективных районов страны по добыче нефти».
17 января 1975 года обустройство Усинского и Возейского месторождений и строительство Усинска были объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками.
21 февраля 1975 года Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил Постановление Верховного Совета Коми АССР об образовании Усинского района с центром в рабочем поселке Усинск.
Сегодня разрабатываемое ЛУКОЙЛ-Коми месторождение-ветеран благодаря инновационным подходам и технологиям добычи получило второе дыхание. Уникальная по своим запасам пермокарбоновая залежь обеспечит нефтяников работой на десятилетия вперед.
О жизни Усинского нефтепромысла наша газета рассказывает часто. Только за последний год можно насчитать с десяток полновесных публикаций. Говорили мы и о строительстве новых парогенераторных установок, и о замене трубопроводов, и о внедрении новых методов по повышению нефтеотдачи пластов, и о многом другом. Конечно же, мы продолжим свое повествование о промысловых новостях и замечательных нефтяниках, которые разрабатывают Усинское месторождение.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Девон (девонский период) – четвертый геологический период палеозойской эры. Начался 419 млн лет назад, закончился 359 млн лет назад. Продолжался, таким образом, около 60 млн лет.
В песчаниках этого периода наблюдаются залежи качественной, так называемой легкой нефти. Впервые девонские отложения на Усинском месторождении были вскрыты 22 февраля 1968 года, когда было завершено опробование скважины № 7-Уса.
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Первые ударные годы активного строительства буровых на Усинском месторождении и строительства будущей нефтяной столицы республики оставили след в сердцах каждого, кто был к ним причастен.
Валерий Козлов:
Приехал я в Усинск в августе 1974 года по распределению после окончания нефтегазового вуза имени Губкина. Честно говоря, приехал на три года. Остался на всю жизнь. Правда, приехал не наобум – была разведка боем. Зимой 1973 года в период преддипломной практики, которую проходил в НГДУ «Тэбукнефть», добрался в Усинск по зимнику. И как раз попал на пуск скважины № 7, первооткрывательницы Усинского месторождения. Приехал я на Север не за туманами – сюда тянул творческий интерес, потому что знал: здесь открыта уникальная, огромная, удивительная и неповторимая залежь нефти.
Не пугал меня и суровый быт…. Три года я прожил в установленном в Парме балке. И тем не менее впечатления о том времени сохранились самые восторженные…. Много лет спустя я поставил точно такой же вагончик на своем дачном участке. Приезжая сюда, каждый раз с ностальгией окунаюсь в атмосферу тех славных лет. Энтузиазм тогда был просто неописуем…
Николай Найдин:
Первая усинская нефть давалась очень нелегко: я своими ногами столько походил по болотам – дай бог каждому почтальону! Страна требовала все новых и новых тонн «черного золота», поэтому работали днем и ночью, до предела. Бывало, проведем разбивку точки под будущую скважину, потом ее пробурят, и она даст нефть. Так мы, если проходим мимо, иногда заскочим на нее посмотреть хоть одним глазком и идем дальше: разбивать новые точки, трассы под нефтепровод или газопровод…
Адольф Кравецкий:
В 1972 году уже было ясно, что Усинск в ближайшее время станет центром нефтедобычи Республики Коми. И сюда с ухтинских промыслов, со всех концов страны стали съезжаться специалисты. Именно они закладывали фундамент будущего нефтедобывающего предприятия. Одними из первых приехали Василий Юрьевич Чубирко, Дмитрий Владимирович Коновалов, Геннадий Михайлович Лабызнов, Анатолий Яковлевич Алашников, супруги Роберт и Галия Ахмадеевы. Все мы тогда жили в поселке Усинск (нынешняя Парма), но уже выбрали площадку под будущий город, начали строить Пионерный. Как ни торопились, мы не поспевали за приезжавшими людьми. И тогда появились «городки» из балков и самостроя с полуироничными названиями Фантазия, Романтика…
По материалам книги Александра и Надежды Машковых
«УСИНСК: от рассвета до расцвета»
[/bubble]
Светлана БЫКОВСКАЯ