Ухтинский НПЗ: ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

Так выглядела установка АВТ в 1940-1950-е годы

К 60-летию со дня ввода в строй установки АВТ

17 апреля 2012 года исполняется 60 лет со дня ввода в эксплуатацию технологической установки АВТ (атмосферно-вакуумной трубчатки), перерабатывающей тяжелую нефть Ярегского месторождения и выпускающей продукцию, которая имеет уникальные низкозастывающие свойства. Неслучайно эта продукция была востребована все это время как потребителями нашего северного региона, так и в целом страны и даже стран зарубежья.

Чтобы вспомнить, с чего все начиналось в далеком 1952 году, и с какими трудностями столкнулись специалисты при запуске АВТ, приведем слова тех, кто когда-то на ней работал.

Из воспоминаний Руфа Михайловича Барцева:

– Строительство установки АВТ и битумной установки №1 вели заключенные, которые отбывали срок в лагере-14 ОЛП. Находился он на площадке, где сегодня построена установка риформинг бензина ЛГ-35/11-300. В лагере, кроме бараков, имелись столовая, баня, кинотеатр и даже футбольное поле.

Заключенных водили на завод через шестую вахту, которая располагалась между нефтяным парком №1 и путями стройэстакады налива.

В ходе строительства недостаток землеройной техники и подъемных механизмов восполнялся ручным трудом. В частности, мешавшая производимым работам земляная гора была подчистую срыта лопатами, а грунт перемещен на болото, под стройплощадку будущей, а ныне демонтированной железнодорожной эстакады.

Вакуумная колонна К-3, произведенная на Ленинградском судостроительном заводе, доставлялась морским путем до устья Печоры, затем по большой воде буксировалась по рекам Печора, Ижма и Ухта до вахты №2. Волоком ее вытащили на берег и по бревнам катили до места монтажа.

К концу строительства встал вопрос: а кто будет пускать установку – ведь специалистов и технологов не было. Тогда руководство НПЗ и Ухт-Печлага обратилось в МВД с просьбой освободить заключенных 14-ОЛП досрочно, чтобы допустить их к пуску. Такое решение было принято. Зэкам выдали временные документы, разрешили привезти семьи, а бараки переоборудовали под общежития и отдельные комнаты, даже открыли магазин и пивной бар. Поселок назвали «Балаклаевский». Предварительно проводились курсы по подготовке операторов. В основном здесь обучалась молодежь, среди которой были А. Хамидуллин, А. Таранькин, А. Семин, Т. Олешкевич, Л. Рочева, В. Новикова и другие.

В конце апреля 1952 года установку вывели на режим. Старшими операторами были назначены М. Дуничев, Л. Люничев, Катков, П. Бужин, Н. Полунин, В. Новиков; операторами – А. Кузнецова, Е. Бондаренко, А. Рогов, Ю. Трифанов, А. Дронов. Возглавлял пуск установки А. Серебряков – бывший управляющий «Азербайджаннефть», в последствии – первый начальник цеха №1. Механиком установки был П. Ясеновец, слесарями – И. Большаков, И. Алексахин, И. Литовченко, И. Пудиков.

Сам я пришел на установку АВТ в 1954 году. Работала она только на тяжелой нефти, производительность ее составляла 1200 тонн в сутки. Основными продуктами были соляр К-3 и гудрон с КиШ– 30-340С. Из соляра и гудрона готовили осевые масла «зимнее» и «летнее», а избыток гудрона шёл на битумные установки №1 и №2, где получали соответственно дорожные и строительные битумы, а также битум лаковый. Насосы были паровые, с резервом, в качестве топлива для печей использовали тяжелую моторку, так как газа на установке не было. Приборов контроля и автоматики в операторной было очень мало, регулировка уровней, расходов велась в основном вручную. Все охлаждение продуктов велось речной водой в погруженных конденсаторах и холодильниках, в том числе и в барометрическом конденсаторе, так как оборотного водоснабжения на заводе в то время не было.

Во время празднования 50-летия установкиИз воспоминаний Владимира Михайловича Парыгина:

– В 1977 году установка риформинга и установки первичной переработки нефти АТ и АВТ объединили под руководством Р. Барцева, у которого я стал замом по вторичным процессам.

В 1986 году уже велась реконструкция установки АВТ с заменой колонны К-2 и дооборудование ее блоком ЭЛОУ. Для наладки режима блока ЭЛОУ основным стал подбор плотности тяжелой нефти за счет добавления разбавителя (керосиновой фракции). При высоких температурах (120-1300С), для избегания вскипания воды и образования паровой подушки, было увеличено давление для блока ЭЛОУ, рециркулятом регулировалась плотность нефти, и процесс обессоливания значительно улучшился. После ввода блока ЭЛОУ изменился процесс перехода с тяжелой нефти на легкую. Данная схема просуществовала до перевода установки с легкой нефти на мазут АТ-1, после чего на АВТ стали перерабатывать мазут или тяжелую нефть.

Коллектив установки АВТ заметно отличался своим квалификационным уровнем и технологической дисциплиной от работников других установок. Очевидно, сказывался опыт перехода с переработки легкой нефти на тяжелую нефть и мазут. Широкий, постоянно обновляющийся ассортимент выпускаемой продукции на разных режимах работы установки требовал больших знаний.

С большой симпатией и уважением вспоминаю совместную работу с В. Чистяковым, Н. Дониным, Т. Рябиковым, В. Шульц, В. Сафроновым, А. Борщевским, С. Сорокиным, М. Зайцевым, Х. Ялышевым, М. Земцовым, В. Кармановым, В. Сысоевым и другими высокопрофессиональными работниками и просто замечательными людьми.

Люди, передавшие свой опыт, навыки работы молодежи, находятся сегодня на заслуженном отдыхе. Но их дело продолжают бывшие ученики, которые теперь также передают опыт молодому поколению. Много замечательных людей трудилось и трудится на установке сегодня. Прежде всего, это Р. Хамидуллин, сын того самого А. Хамидуллина, который начинал семейную династию, а также С. Сорокин, С. Шураков, И. Щелчков, Н. Чириков, Ю. Ильяшенко, М. Михалев, И. Криворучко, С. Рудаков, О. Орловский, И. Скроба, А. Кузнецов…

* * *

Сегодня на установке АВТ началась реконструкция, которая позволит в будущем перерабатывать до двух миллионов тонн нефти в год. Современные требования не позволяют стоять на месте, а требуют динамического развития. Только более современное оборудование, меньшие энергетические затраты на продукцию и, конечно же, более квалифицированные специалисты могут выживать в конкурентной борьбе.

Искренне поздравляем вас, уважаемые коллеги, с юбилеем! Благодарим наших дорогих ветеранов, чей самоотверженный труд заложил фундамент всех последующих трудовых побед. Наши наилучшие пожелания специалистам, которые внесли свои знания и опыт в дальнейшее развитие предприятия, всем тем, кто и сегодня добросовестно трудится в ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»!

Оксана ЗБОРОВСКАЯ

Владимир ЖУРАВЛЕВ

На снимках из архива предприятия: так выглядела установка АВТ в 1940-1950-е годы; во время празднования 50-летия установки

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх