Усинское месторождение стало опытным полигоном для новой технологии. В ЛУКОЙЛ-Коми начали испытания экспериментального устройства – гидропривода штангового глубинного насоса (ШГН).
Новинка призвана составить конкуренцию привычным всем станкам-качалкам. Гидропривод необходим для того, чтобы привести в действие ШГН. Принцип работы нового оборудования состоит в присоединении устьевого штока и колонны штанг глубинного насоса к штоку гидроцилиндра, расположенного вертикально на одной оси с ним. При подаче насосом масла под давлением в полость гидроцилиндра его шток идет вверх и поднимает колонну штанг глубинного насоса, осуществляется подъем нефти. При ходе вниз масло вытесняется из гидроцилиндра обратно в бак. Длина хода штока и его интенсивность качаний задается системой управления. Кстати, делать это можно дистанционно – автоматика новинки позволяет.
Ноу-хау обладает рядом преимуществ перед стандартными станками-качалками. Во-первых, это его мобильность. Гидропривод можно установить на любую устьевую арматуру, оснащенную штанговым насосом. К счастью, малый вес (опять же в сравнении с массивной конструкцией качалки) позволяет сделать это быстро. Во-вторых, можно задать оптимальный алгоритм движения штанг: в период заполнения глубинного насоса нефтью штанги двигаются медленно и с задержкой в нижнем положении. Вверх штанги идут быстрее. При одном и том же времени цикла «подъем-опускание» увеличивается коэффициент заполнения насоса. К тому же возможность плавно подбирать число ходов и длину хода всей конструкции позволяет перевести малодебитные скважины из периодического в постоянный фонд.
На сегодняшний день в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» испытывается три экземпляра гидропривода – все на Усинском месторождении. Всего месяц прошел с момента запуска новинки, поэтому делать какие-то выводы относительно ее эффективности рановато. Но если все заявленные преимущества подтвердятся, а критических недостатков не выявится, то, возможно, привычные станки-качалки канут в Лету. А на смену им придут современные, технологичные гидроприводы.
Алексей ФЕДОРОВ