9 мая страна в очередной раз будет праздновать День Великой Победы, когда Советский Союз выстоял в жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Немалый вклад в общее дело победы над врагом внесли ухтинские нефтяники и переработчики. О том, как это было, рассказала ведущий архивист ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Лариса Рахова.
Развивая промышленность
В довоенные годы в Коми стремительными темпами шла работа по развитию нефтегазовой промышленности республики. Добыча нефти к тому времени велась уже на двух промыслах: Ухта-Чибьюском и Ярегском. В разгаре было сооружение нефтяных шахт, линии железной дороги Котлас – Чибью, крупного тракта Чибью – Крутая, построена новая установка на нефтеперегонном заводе.
Промышленная эксплуатация Ярегского месторождения тяжелой нефти началась за год до начала войны. Для переработки на НПЗ ее возили автоцистернами. В заводской лаборатории была разработана технология получения из этой нефти автола, машинного и веретенного масел. Вырабатывался даже гуталин с красивым названием – «Северное сияние». Тогда же было принято решение построить в Ухте крекинг-завод для переработки 15 тысяч тонн нефти в год. А в 1941 году началась Великая Отечественная.
Дать Родине нефть!
Как писали в газетах и докладах того времени, «вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало мирную жизнь трудящихся нашей страны». Началась перестройка экономики на военный лад.
Между тем, еще в марте 1939 года XVIII съезд партии отмечал нарастание угрозы военного нападения на СССР со стороны империалистических государств и признал необходимым ускорить создание крупных государственных резервов, прежде всего – топлива и некоторых видов оборонной продукции. В связи с этим добычу нефти к концу пятилетки предполагалось довести до 54 млн тонн. Составной частью обширной Волго-Уральской нефтяной области являлся Ухта-Печорский район.
В газете «За ухтинскую нефть» была опубликована резолюция трудящихся рабочего поселка Ухта, принятая на митинге в связи с нападением на Советский Союз. «Заявляем, что мы умножим свою энергию, отдадим все силы тому, чтобы быстрее разрешить поставленную перед ухтинцами почетную задачу – дать Родине нефть», – было написано в этом документе.
Добывающие предприятия города Ухты с энтузиазмом трудились под девизом «Все для фронта, все для победы!». В военные годы нефтедобытчики успешно выполняли государственное задание: с 1941 по 1944 год было пробурено 23 тысячи скважин. Более 70 % нефти, добытой в годы войны в Коми АССР, дал коллектив первой в стране нефтяной шахты на Яреге. К концу 1943-го она стала самой крупной в мире.
На военные рельсы
Добытое в республике «черное золото» перерабатывал Ухтинский нефтеперерабатывающий завод.
Нефть стала главным сырьем для производства топлива и масел для самолетов и танков, для автомобилей и тракторов, кораблей Военно-морского флота. Отныне успех сражений во многом решался в цехах нефтеперерабатывающих заводов. Учитывая рост потребностей страны в нефтепродуктах, решено было немедленно перестраивать работу Ухтинского НПЗ на военные рельсы: завод должен был снабжать фронт горючим и смазочными материалами, а также осваивать производство целого ряда других важных продуктов.
С первых дней ВОВ работники завода проводили эксперименты с целью получения новых продуктов. Заводчане глубоко осознавали величайшую ответственность за бесперебойное снабжение фронта горючим и были полны решимости преодолеть любые трудности.
В лаборатории предприятия специалисты исследовали возможности получения из тяжелой нефти масел и битумов. Опыты проверялись на установке. Эксперименты вскоре увенчались успехом.
С 1942 года завод начал вырабатывать новые виды продуктов: машинное, веретенное, моторное масла, солидол, нигрол, мазут смазочный.
Большую и очень важную работу заводчане выполнили по организации производства лакового битума. С военных лет и по сей день Ухтинский НПЗ поставляет этот ценнейший продукт многим предприятиям страны, вырабатывающим лаки и краски.
Сверх плана
Сверхплановая продукция поставлялась не только на фронт, но и в осажденный Ленинград. В октябре 1943 года из Ленинграда в Сыктывкар секретарю Коми областного комитета ВКП(б) товарищу Тараненко пришла телеграмма: «Благодарим нефтяников Коми АССР за сверхплановую добычу нефти для Ленинграда. Ждем ваших делегатов. Нефть, мазут направляйте в адрес: Ленинград, Главнефтеснаб».
В то время в «Ленинградской правде» было опубликовано письмо ухтинских нефтяников трудящимся Ленинграда: «С каждым днем работники Ухты увеличивают добычу нефти, производство сажи, асфальтита и другой важнейшей оборонной продукции, необходимой для нашей страны. …Мы твердо знаем, что каждая лишняя тонна нефти, сажи, асфальтита, лаковых битумов и другой оборонной продукции приближает час окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков…»
А в 1944 году, к XXVI годовщине Великой Октябрьской социалистической революции ухтинские нефтяники обязались добыть сверх плана и послать в город на Неве эшелон нефти. И слово свое сдержали – направили вместо одного два эшелона. Один с нефтью, другой с нефтепродуктами. Этот подарок в Ленинград сопровождала делегация Республики Коми, в которую входила и начальник Ухтинского НПЗ Анна Молий.
В том же году на заводе началось развитие рационализаторской работы, в которой приняли участие 5 366 человек. В производство было внедрено 4 707 рационализаторских предложений. Экономический эффект от их использования составил более 14 миллионов рублей.
Ухтинский нефтеперерабатывающий завод внес весомый вклад в дело победы. За годы войны переработка сырья увеличилась в 2,3 раза.
Фронту и оборонным предприятиям, Северному морскому фронту и Печорской железной дороге завод непрерывно поставлял моторные топлива, различные виды масел, энергетическое топливо и лаковый битум. Это обеспечивалось самоотверженным трудом всего коллектива. Особая заслуга была А. Молий, И. Сергеева, М. Дворниковой, М. Быкова, О. Авдеевой, М. Пономаревой, Н. Синика, А. Дзех, А. Артеевой, В. Андреевой и других тружеников завода.
За самоотверженный труд коллектива, помощь, оказываемую фронту, систематическое перевыполнение планов поставки нефтепродуктов в 1944 году завод был награжден Красным знаменем Комитета обороны СССР.
Подготовил
Юрий ЯГЛОВ